Откатные ворота – современный механизм, позволяющий экономить пространство участка. Конструкции распространенных типов не только функциональны, но и эстетичны.
Особенности откатных ворот
Откатные ворота – это автоматизированные ворота. Чтобы заехать во двор или гараж, теперь не нужно выходить из авто и открывать, закрывать ворота вручную. За владельца все эти операции сделает механизм электропривода. У откатных ворот есть рельс, по которому осуществляется движение створки в сторону, а также ролики, которые позволяют створке двигаться по рельсу. Таким образом, при открывании они не занимают пространство участка или улицы.
Плюсы и минусы откатных ворот
У откатных ворот есть плюсы и минусы. Плюсы очевидны: конструкция в целом имеет более современный вид и значительно экономит пространство за счет отсутствия открываемых наружу или вовнутрь створок. Но эта же функция создает и основные проблемы. Так, ролики, осуществляющие движение, могут быстро приходить в негодность.
Также при эксплуатации откатных ворот в зимний период движущиеся механизмы и рельсы доведется очищать ото льда, затратив на это ценнейший ресурс – время.
Важно! У конструкций подвесного типа существует ограничение по высоте въезжающего транспорта, ведь они оборудованы подвесной балкой.
Виды откатных ворот
Конструкцию откатных ворот можно разделить на несколько распространенных типов:
- подвесные
- рельсовые
- консольные
У каждой из конструкций есть свои плюсы и минусы, поэтому выбирать необходимо, ознакомившись с функционалом различных типов откатных ворот.
Подвесные ворота
Традиционно рельс у откатных ворот располагается в нижней части. Однако в случае с подвесными типами есть нюанс. Их направляющая находится не в нижней, а в верхней части ворот.
Верхняя балка в снежный период должна быть полностью очищена от наледи и снега, в противном случае ее работа может быть затруднена.
Также она создает ограничение по высоте въезжающих машин, делая невозможным заезд высоких авто. В случае, когда ширина подвесных ворот составляет до 3 м, нет необходимости сооружать вторую створку, обходятся одной. Вторая створка облегчает работу верхней балки в случае с большой шириной ворот. Направляющие и ролики для подвесных ворот используются готовые.
Верхняя часть полотна, изготавливаемого из профлиста, должна быть больше проема на 10 см, а по бокам доведется оставить еще по 20 см листа по сравнению с пространством для ворот.
В нижней части оставляют свободное пространство в 5 см для монтажа направляющих и роликов. Раму сваривают из квадратных труб с 12-сантиметровым сечением.
Рельсовые ворота
Рельсовые – это один из подтипов откатных ворот. По сравнению с подвесными собратьями они обладают рядом преимуществ. Во-первых, ширина створки может быть значительно больше 3 м – вдвое.
Во-вторых, с подобной конструкцией не нужно заботиться о весе полотна и как-то пытаться его уменьшить.
И еще один немаловажный плюс: рельсовые раздвижные ворота имеют значительную устойчивость к ветрам, за счет чего рекомендуются к применению в подобных зонах.
Здесь необходимо выделить два возможных типа монтажа рельса: углубленный и незаглубленный. Незаглубленный рельс позволяет проезжать его лишь с характерным толчком, который ощущается пассажирами авто.
Заглубленный рельс избавляет от ощущения толчка и делает въезд более плавным, но за ним сложнее ухаживать, особенно в холодное время года. А в теплое необходимо будет вымывать из рельса пыль, землю или песок.
Консольные конструкции
Консольные откатные ворота – это самая непростая из всех перечисленных конструкций. Но в этом случае сложность появилась неспроста. Им также нужно пространство для отката в бок, т.е. ширина противовеса, лист ворот также присоединен к балке.
Но не к вертикальной, а к нижней балке с консольными роликами. В итоге у въезжающего автотранспорта нет никаких ограничений по высоте, только по ширине проема.
Интересно! И все же нижнее расположение балки и роликов – не единственный вариант в случае с консольными конструкциями. В некоторых случаях они могут располагаться сверху и даже сбоку. Но наиболее распространен нижний тип монтажа.
При этом неоспоримым преимуществом консольных ворот является их независимость от выпадения снега. Если в случае с рельсовой конструкцией владельцам доведется очищать ее перед эксплуатацией, то для консолей достаточно убрать снег до высоты балки.
Обычно она располагается примерно на высоте в 10 см. Для бесснежных районов консольные ворота также показаны как наиболее современные образцы. Их легко сдвинуть с места, а еще они способны выдержать значительную ветровую нагрузку.
Самостоятельное проектирования конструкции
Самодельные откатные ворота – непростая задача. И все же это значительно более дешевый способ заполучить откатные ворота вместо традиционных распашных. Консольный тип потребует больше всего работы и знаний, но он оправдывает это. Прежде чем заниматься сваркой, резкой и установкой, достаточно расчертить схему и вычислить размеры различных частей ворот и их местоположение.
Чертежи и схемы
Чертежи и эскизы должны отражать положение рамы и несущей балки. На схеме должно быть показано, в какую сторону будет отъезжать полотно ворот. Концевой разгрузочный ролик может обозначаться на схеме в одной из частей ворот, а во второй необходима установка ролика с ограничителем улавливателем. В первом случае разгрузочный ролик будет способствовать разгрузке балки и роликовой каретки.
Важно! В районах с ветрами и не только в верхней части можно поставить верхний улавливатель. Он не позволит раскачиваться конструкции во время ветра.
Какие нужны материалы
Часть материалов для откатных ворот придется купить в готовом виде, так как их изготовление займет слишком много времени. Речь, конечно же, о роликовых конструкциях. В то же время, в исключительных случаях возможно практически полное изготовление своими руками.
Что нужно для сооружения своими руками
Для начала доведется рассчитать вес, который понадобится нести балке. От этого зависят параметры приобретаемой фурнитуры, то есть роликов для откатных ворот.
Чаще всего можно встретить три типа роликов:
- для массы до 400 кг, не более 4 м
- для массы 400-600 кг, не более 6 м
- для массы свыше 600 кг и длиной полотна более 6 м
Выбор деталей для механизма отката
Наиболее простой вариант – это покупка всей фурнитуры для монтажа ворот. В комплект входят ролики, нижняя направляющая, поддерживающая скоба, опорный ролик, поддерживающая подставка платформы для роликов и заглушка из пластика. Все детали должны теоретически выдерживать вес готовой конструкции.
Какие инструменты и материалы понадобятся
Это болгарка для резки, сварочный аппарат для сварки, а также ряд приспособлений, позволяющих производить рытье и выемку грунта, и проведение работ по бетонированию фундамента ворот.
Бетономешалка не понадобится, вполне можно обойтись насадкой на перфоратор. Также потребуются приспособления для окраски готовых ворот.
Материалы: профильная труба 50 х 50, труба 40 х 2 х 20, швеллер № 20 для опорной площадки, толстая арматура, толстый профлист и бетонная смесь.
Пошаговая инструкция монтажа раздвижных ворот: подготовка проема
Пошаговая инструкция включает четыре этапа. Все начинается с установки опорных столбов, между которыми и закладывается проем необходимой ширины с запасом.
Стойки лучше сооружать из прочного материала, который не сместится со временем, например, кирпича и бетона.
Фундамент под опорный механизм и сборка каркаса
Фундамент сооружают индивидуальный под каждый из столбов, глубина для заливки бетоном должна составлять не менее 1 м. В районах с высоким залеганием грунтовых вод можно попробовать соорудить общий фундамент для всей конструкции ворот.
В районах с большой глубиной промерзания почвы и со способностью к пучинистости стоит также углубить фундамент.
Обшивка, монтаж фурнитуры и установка полотна
Если стойки делаются из кирпича, еще при кладке в них встраивают закладные для облегчения присоединения рамы. Каркас сваривают с использованием уровня, сварку ведут сверху вниз на ровной поверхности.
К направляющему рельсу приваривают трубу рамы, после сооружают верхнюю поперечину и откос. Сваривают не линейно, а в шахматном порядке во избежание перегрева.
Также монтируют внутренние переборки, заполняют листом. Грунтуют, красят. При монтаже используют шнур для обозначения осевой линии створки.
Установка электропривода и элементов безопасности
Для автоматического открывания ворот потребуется приобрести и смонтировать следующий набор: зубчатую рейку, электропривод, сигнальную лампочку; пульт ДУ, фотоэлементы, блок управления. Их можно монтировать только в том случае, если ворота двигаются по направляющим без усилий.
Обслуживание
Обслуживание откатных ворот заключается в избавлении рельсов и роликов от наледи в холодное время года. Утопленные рельсы необходимо очищать не только от снега и льда, но и от земли и пыли.
Одна из частых проблем: полотно ворот перестает возвращаться в ловители. Скорее всего, доведется осмотреть фундамент. В исключительных случаях штормовые ветра способны деформировать само полотно. В некоторых случаях проблема в регулировке работы электроники.
Наиболее частые ошибки
Наиболее часты три типа ошибок установки и эксплуатации ворот. Первая: куплены были не те материалы, в особенности ролики и направляющие рельсы, не предназначенные для какого-либо типа и веса ворот. Второе: в той стороне, в которую будет производиться откат створки, необходимо следить за выровненным рельефом и отсутствием всяких препятствий.
Недопустимо устройство калитки в зоне открывания ворот. И последнее: откатные ворота не могут заменять калитку, так как их части слишком быстро износятся. Различные типы откатных ворот позволяют выбрать конструкцию, наиболее подходящую под определенные требования владельцев дома или дачи.
В то же время, они требуют правильной установки и эксплуатации, затрагивающей такие ресурсы, как время и денежные средства.
Похожие записи:
Как вам статья?